Мойры – богини судьбы в греческой мифологии (в римской – парки)Слово «мойра» в…


Мойры – богини судьбы в греческой мифологии (в римской – парки)

Слово «мойра» в переводе с греческого языка означает «доля», «часть», со значением «участь», которую получает каждый человек при рождении. В древнегреческой мифологии Мойры – это богини судьбы. 

Первоначально в представлении древних греков судьба воплощалась в каком-либо неодушевленном предмете – фетише, являвшемся носителем жизненных сил. 

Когда возобладали анимистические представления (вера в одушевленность природы), магическая сила, которая была заключена в фетише, стала представляться самостоятельным божеством, наделяющим той или иной участью человека. Это божество изрекало ему свою волю, а также определяло его дальнейшую жизнь. Мойры понимались теперь уже как рок («то, что изречено») и судьба («то, что суждено»).  Они представляли собой тёмную невидимую силу, которая не имела отчётливого антропоморфного облика: именно поэтому изображение мойр в античном искусстве встречается довольно редко. 

Первоначально считалось, что у каждого человека есть своя судьба. Однако с развитием олимпийской мифологии устойчивыми стали представления об одной, двух, а затем и трёх мойрах. Наиболее распространённый миф – о трёх сёстрах-мойрах. 

Архаические мойры были дочерьми Никты – богини ночи, породившей также  смерть (Танатос), сон (Гипнос),возмездие и отмщение (Немезида), легкокрылую радугу (Эрида)  и вечера (Геспериды). 

Согласно Гомеру, мойрами, прядущими нить человеческой судьбы, были три сестры  – Лахесис («дающая жребий» ещё до рождения человека), Клото («прядущая» нить человеческой жизни) и Атропос («неотвратимая», неуклонно приближающая будущее). Представлялись они в образе суровых старух: Лахесис с меркой или весами, Клото с веретеном в руке, Атропос с книгой жизни и ножницами – разрыв нити означал смерть. 

По Платону, мойры владели силами высшего небесного правопорядка и изображались им женщинами в белых одеяниях, головы которых венчали венки. Они вершили под музыку небесных сфер настоящее, прошлое и будущее. Платон называет их дочерями богини Ананке («необходимости»), которая вращала мировое веретено.

Богиня Лахесис отвечала за прошлое. Она назначала жребий ещё до рождения человека, а затем следила за его исполнением. Лахесис как бы разматывала и пропускала сквозь жизненные невзгоды, превратности судьбы и всю жизнь смертного человека ту нить, которую для каждой судьбы пряла, в свою очередь, Клото. При этом невозможно было нарушить жребий, поскольку его исполнению помогали все боги Олимпа. 

Клото была мойрой настоящего. Она пряла нить судьбы, на которую нанизывались события настоящего времени в жизни человека. 

Атропос – мойра будущего. Это она перерезала ножницами нить человеческой жизни, обрывая её.

Существует вариант мифа, по которому Зевс был отцом мойр, рождённых Фемидой. В этом случае он рассматривался как Мойрагет – «водитель мойр», почитаясь в этом качестве в Дельфах наряду с Аполлоном, который выступал в роли пророка Зевса и защитника  установленного им порядка.

Не случайно в храме Зевса Олимпийского в Афинах над головой статуи Отца богов и людей находилось изображение мойр, что являло перед всеми тот факт, что «предопределение и судьба повинуются одному только Зевсу». 

В эллинистическую эпоху с мойрами конкурирует богиня случая и удачи Тихе, которой было характерно неустойчивость и изменчивость жизни. 

В римскую эпоху Мойрам соответствовали три богини судьбы -Парки (Parcae): Децима (Лахезис), Нона (Клото), и Морта (Атропос).

Leave a Reply

Your email address will not be published.